Квест "Чичиковы в наши дни"

Сайт учителя русского языка и литературы

Крыловой

Людмилы Владимировны

Квест "Чичиковы в наши дни"

 

 

 

Дорогие девятиклассники! Мы изучаем одно из самых замечательных произведений русской классической литературы – поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души».

В этом произведении автор впервые вывел в русской литературе образ беспринципного, безнравственного  человека-афериста, мошенника, который захотел разбогатеть путем обмана. Этот человек – Павел Иванович Чичиков.

Проблема мошенничества актуальна и для нас. Во всем мире процветают обман и мошенничество. Чичиковы живут среди нас с вами и, пользуясь доверчивостью людей, наживают себе капитал. Вы должны быть готовы к жизни: распознавать мошенников, знать психологические и социальные особенности этого преступного явления, чтобы уберечь себя от аферистов.

В этом вам поможет внимательное чтение поэмы Гоголя и наше детективное расследование. Данный веб-квест называется «Чичиковы в наши дни», однако содержание его намного шире, поэтому проходить его мы с вами будем в несколько этапов.

В рубрике «Квесты» вы можете познакомиться с основными правилами этой игры. В данном разделе вы будете получать задания. Здесь же я буду публиковать результаты вашей работы.

Итак, начнем.

 

 

 1 этап игры

На этом этапе мы будем собирать «Досье Павла Ивановича Чичикова», поскольку каждое расследование начинается именно со сбора материалов о подозреваемом.

Задания для групп:

 

1 группа – «Специалисты по составлению фоторобота».

1)    В первую очередь нам необходимо выяснить, как выглядит подозреваемый Павел Иванович Чичиков. Для этого обратитесь к тексту поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Его вы можете найти по данной ссылке: http://ilibrary.ru/text/78/p.1/index.html

Найдите описание внешности (портрет) героя. Используя цитаты, составьте описание для фоторобота.

 2)    Подберите в Интернете различные иллюстрации с изображением героя, добавьте найденные иллюстрации к своему текстовому описанию.

3)    Оформите результаты работы в документе MS Word и отошлите в главное управление сыскного агентства, то есть на мою электронную почту.

 

2 группа – «Биографы».

1)    Истоки всех преступлений нужно искать в биографии человека. Вам необходимо выяснить все факты биографии Павла Ивановича Чичикова до его появления в городе N… Для этого обратитесь к  тексту поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Его вы можете найти по ссылке: http://ilibrary.ru/text/78/p.1/index.html

Найдите факты его биографии. Составьте цитатный план, расположив факты биографии героя в хронологической последовательности.

2)    Оформите результаты работы в документе MS Word и отошлите в главное управление сыскного агентства, то есть на мою электронную почту.

 

 

3 группа – «Психологи».

1)    Для раскрытия преступления нам необходимо понять психологию подозреваемого Павла Ивановича Чичикова, знать манеру его поведения с разными людьми. Обратитесь к тексту поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Его вы можете найти по ссылке: http://ilibrary.ru/text/78/p.1/index.html

Выясните, как Чичиков ведет себя с чиновниками, помещиками. Составьте таблицу, используя цитаты из произведения.

 

Фамилия чиновника или помещика

Манера поведения Чичикова

 

 

 

 

 

2)    Оформите результаты работы в документе MS Word и отошлите в главное управление сыскного агентства, то есть на мою электронную почту.

 

4 группа – «Финансисты».

1)    Какие финансовые мотивы были у Павла Ивановича Чичикова для совершения преступной аферы? Обратитесь к тексту поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Его вы можете найти по этой ссылке: http://ilibrary.ru/text/78/p.1/index.html

Выясните, каким было финансовое положение героя в разные периоды его жизни, каково его отношение к деньгам. По итогам работы составьте «Справку о финансовом положении П.И.Чичикова».

 

2)     Оформите результаты работы в документе MS Word и отошлите в главное управление сыскного агентства, то есть на мою электронную почту.

 

5 группа – «Аналитики».

1)    Вам необходимо выяснить два аспекта:

А)  Как оценивали критики образ П.И.Чичикова? Материал об этом находится здесь: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/802044-kak-raznye-literaturnye-kritiki-ocenivajut-chichikova.html

Составьте таблицу:

ФИО критика

Оценка образа Чичикова

 

 

 

Б) Каковы функции образа П.И.Чичикова в поэме «Мертвые души»? об этом можно прочитать здесь:

 http://www.c-cafe.ru/words/243/24223.php

Опираясь на материал статьи, составьте краткие тезисы для ответа на поставленный вопрос.

 

2)    Оформите результаты работы в документе MS Word и отошлите в главное управление сыскного агентства, то есть на мою электронную почту.

 

 

ЭТО ПОКА ВСЁ. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В РАССЛЕДОВАНИИ.
МАТЕРИАЛЫ НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ МНЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ
ДО 8 ФЕВРАЛЯ!

 

 

 2 этап игры

 

Итак, мы продолжаем наше расследование. Что стало результатом первого тура? Мы составили досье Павла Ивановича Чичикова, подозреваемого в мошенничестве.

Характерные черты:

O приятная наружность

O следит за собой

O приятен в обращении

O умеет приспособиться к ситуации и подобрать нужный тон в общении с совершенно разными людьми (кроме, пожалуй, Ноздрева)

O финансовое положение невысокое, однако бывали времена, когда деньги водились

O с детства научился зарабатывать обманом, делать деньги из ничего

O уже был замечен в аферах, когда служил на таможне

O умеет пользоваться людьми для достижения собственных целей.

 

Теперь наша тема – «Что такое мошенничество? Суть аферы Чичикова».

Снова делимся на пять групп.

 

1 группа – «Историки»:

1)    Мошенничество как преступное явление уходит корнями в далёкое прошлое. Вам необходимо выяснить историю формирования состава мошенничества. По этой ссылке вы можете познакомиться работой, посвященной мошенничеству:

http://www.vevivi.ru/best/Moshennichestvo-ref208639.html

 Вам нужно в этой работе внимательно прочитать только пункт 1.1 «История формирования мошенничества».

2)    Составьте таблицу:

Период

Что входит в понятие мошенничества в данный период

 

 

 

3. Оформите работу в документе MS Word. Пришлите ее на мою электронную почту.

 

2 группа – «Юристы»:

 

1)    В наши дни мошенничество процветает повсюду. Какие наказания предусмотрены в нашей стране за эти преступления? Познакомьтесь со статьей Уголовного Кодекса РФ. Статью Уголовного Кодекса РФ можно найти по этой ссылке:

http://www.ukru.ru/code/08/159/index.htm

2)    На его основе составьте «Памятку-предостережение», начинающееся словами: «Мошенничество – это преступление. Помните, что за совершение этого преступления можно понести следующие наказания…»

3)    Оформите работу в документе MS Word. Пришлите ее на мою электронную почту.

 

3 группа – «Психологи»:

 

1)    Мошенничество в наши дни распространено в различных сферах жизни людей. Как говорится, кто предупреждён, тот вооружен. Мы должны знать, какие существуют виды мошенничества, какова психология мошенника и жертвы. Материал по данным вопросам можно найти на сайтах:

http://nkozlov.ru/library/s132/d3928/?resultpage=5

http://n-t.ru/tp/br/mm.htm

2)    Составьте схему «Виды мошенничества», а также краткие словесные описания: «Психологический портрет мошенника», «Психологический портрет жертвы».

3)    Оформите работу в документе MS Word. Пришлите ее на мою электронную почту.

 

 

4 группа – «Детективы»:

 

1)    В чем же суть аферы Чичикова? Зачем ему нужны были мертвые души? Как он собирался на них нажиться? Ответ на этот вопрос ищите в тексте поэмы «Мертвые души», а также здесь:

http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4b2d0c9c.pdf

2)    Опираясь на материал с сайта, во-первых, дайте определения понятиям «опекунский совет», «ревизские сказки», «подушная подать», во-вторых, воссоздайте план аферы Чичикова (изобразите его схематически в виде звеньев цепи). Опираясь на текст «Мертвых душ», опишите действия Чичикова по осуществлению задуманного и результат его махинации (запишите в виде плана).  

3)    Оформите работу в документе MS Word. Пришлите ее на мою электронную почту.

 

 

5 группа – «Фантазёры»:

 

1)    Знаете ли вы о том, что образ Чичикова продолжил свою жизнь в творчестве других писателей? В 20-ом веке Михаил Булгаков написал произведение «Похождения Чичикова», в котором перенес героя в 30-е годы своего столетия. Там махинации Чичикова приобрели широкий размах. Прочитайте эту небольшую повесть. Ее текст можно найти здесь:

http://modernlib.ru/books/bulgakov_mihail_afanasevich/pohozhdeniya_chichikova/read/

2)    Опишите аферы Чичикова, которые он совершает в этом произведении, в виде кратких тезисов-цитат.

 

3)    Оформите работу в документе MS Word. Пришлите ее на мою электронную почту.

 

 

ЭТО ПОКА ВСЁ. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В РАССЛЕДОВАНИИ.
МАТЕРИАЛЫ НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ МНЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ
ДО 17 ФЕВРАЛЯ!

Группы, приславшие работы раньше, получают БОНУС!

 

3 этап игры

 

 Дорогие девятиклассники! С радостью сообщаю вам, что до сих пор вы все достойно справлялись с поставленными задачами. Копилка нашего сыскного агентства значительно пополнилась. Дело осталось за малым: найти аналоги Чичикова среди реально живших или живущих людей.

На данном (заключительном) этапе квеста вам предстоит познакомиться с реальными мошенниками 19 – 20 веков. Это люди, которые вошли в историю как самые знаменитые мошенники. По данным ссылкам вы сможете прочитать подробную информацию об этих людях, посмотреть видео (на некоторых сайтах), узнать об их биографии, сути преступлений, совершенных ими.

На основании этого материала вам следует сделать «Развернутую анкету мошенника» (по 1-2 мошенника в зависимости от объема материала).

Структура «Развернутой анкеты»:

1.     Настоящее имя мошенника.

2.     Прозвища (если есть).

3.     Век.

4.     Страна, где родился.

5.     Годы жизни.

6.     Портрет (словесное описание и картинка; если нет словесного описания в тексте, то описать самим по иллюстрации или фотографии).

7.     Краткая биография (где и в какой семье родился, образование, собственная семья, профессия, не преступная деятельность).

8. Черты характера.

9.     Преступная деятельность:

Преступление (преступления)

Наказание

Дата и место совершения

Суть преступления

 

10.     Наиболее интересные факты жизни (помимо описанных в пунктах 7, 8).

11.                        Где похоронен (если есть указания на это).

12.                        Резюме: в чем безнравственность и преступность махинаций этого человека.

1 группа:

Виктор Люстинг http://www.people.su/49

Сергей Мавроди http://www.people.su/68195

 

2 группа:

Бернард Мейдофф http://www.people.su/73034

Борис Березовский http://www.people.su/13348

 

3 группа:

Франк Уильям Абигнейл младший http://www.people.su/1471

Григорий Грабовой http://www.people.su/30450

 

4 группа:

Софья Блювштейн http://www.peoples.ru/state/criminal/adventurer/sofia/

Джозеф Уэйл http://pro-business.kz/ieto-interesno/mochenniki-veka/joseph.html

 

5 группа:

Михаил Ходорковский http://www.people.su/119231

 

 

 

ЭТО ПОКА ВСЁ. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В РАССЛЕДОВАНИИ.
МАТЕРИАЛЫ НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ МНЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ
ДО 27 ФЕВРАЛЯ!

Группы, приславшие работы раньше, получают БОНУС!

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»